СЕГОДНЯ: на сайте 17538 телепрограмм и 3058 фоторепортажей
Воскресенье, 28 мая 2017
09:54
Алексей Котков
режиссер

О поднимающейся с колен российской теле— и киноиндустрии

За последние лет десять наши производители телесериалов сделали огромный шаг вперёд. Перед этим им пришлось преодолеть длинный и тернистый путь. Сначала, в 90-ых, мы ещё не разучились снимать, но на то, чтобы конкурировать с теми же американцами, не было денег. Потом американцы ушли так далеко вперёд, что, казалось, их уже не догнать. Сложилась ситуация, при которой мало того что снимать так же хорошо мы уже не можем, так к тому же ещё и денег нет. Потом, в начале двухтысячных, деньги появились, но снимать современные качественные сериалы мы ещё не научились. И вот теперь наконец-то можно констатировать свершившийся факт — деньги есть, снимать научились.

Успешные российские сериалы активно покупают зарубежные телеканалы. Не только для показа. Покупают и права на ремейк. В первую очередь речь, конечно же, идёт о развлекательных проектах СТС и ТНТ. Вчера китайская компания купила права на ремейк сериала «Интерны». Пожалуй, это один из самых качественных на данный момент российских ситкомов. Сериал идёт уже 6 лет, постоянно меняется актёрский состав, но его уровень остаётся неизменно высоким. Посмотрите на рейтинг сериала на Кинопоиске. Он замер на отметке в 7.5 — это четыре с плюсом. Не каждый популярный американский ситком заслуживает такой высокой оценки от российских зрителей. Уверен, что «Физрук» будет неплохо продаваться за рубеж. «Метод» в прошлом году прошёл с сумасшедшими рейтингами, а значит и его, вполне вероятно, ждёт большое ремейковое будущее.

Российское кино в последнее время тоже радует. Оно прошло аналогичный путь. Разве что с деньгами по-прежнему всё не очень хорошо. Всё-таки качественный фильм стоит в производстве гораздо дороже, чем телесериал. Но и эта проблема постепенно решается. Окончательно она решится, когда банки наконец-то перестанут боятся работать с кинокомпаниями и в отрасль придут кредитные средства. В Америке это именно так и работает. Но там индустрии много десятилетий. А мы от госфинансирования никак отойти не можем, потому что на данном этапе это похоронит отечественный кинематограф.

Вот, допустим, «Экипаж» сейчас триумфально идёт в кинотеатрах. Фильм стал лидером кинопроката в СНГ. Почти полмиллиарда рублей собрал за первую неделю. Зрительский рейтинг у фильма высочайший! Я сам в день премьеры сходил и остался очень доволен. После просмотра «Экипажа» у меня было ощущение, что, если бы этим ребятам дали голливудский бюджет, то у них получился бы суперблокбастер мирового масштаба. Пока же это просто крепкий середнячок по мировым меркам и отличный фильм по российским. И ведь вся съёмочная группа российская! Режиссёр, оператор, продюсеры, сценаристы, композитор, и тд и тп. То есть снимать научились. Были бы у нас их финансовые возможности — сделали бы лучше, чем в Америке. Раньше такой уверенности не было, а теперь есть.

В этом году будет ещё несколько громких российских кинопремьер. Думаю, после них многие скептики кардинально изменят свою точку зрения об отечественном кинематографе. Да я сам ещё недавно был среди этих скептиков! Если раньше я любой российский фильм ещё до просмотра заранее считал низкокачественным и не заслуживающим внимания, то теперь я хотя бы на отзывы и рейтинг смотрю, а уже потом делаю какие-то выводы. То же самое с сериалами. Российскому кино нужен хотя бы один суперуспешный международный кинохит. Ну вот типа как был у французов фильм «1+1», который прогремел на весь мир и при скромном бюджете собрал какую-то сумасшедшую кассу. Вот когда у нас такой фильм снимут, а есть ощущение что это может произойти уже очень скоро, то тогда в лучшую сторону изменится абсолютно всё.